В Хатыни должен побывать каждый.
Хатынь должен увидеть каждый.
Хатынь должен помнить каждый!
В год 80-тилетия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, члены клуба «Те, кто молоды душой» Щепичской сельской библиотеки посетили мемориал «Хатынь».
…Бежит вперёд широкая асфальтированная лента шоссе Клецк-Минск. Обычные дорожные знаки по сторонам. За окном автобуса зелено-желтеющие белоствольные берёзы, стремящиеся вверх сосны и ели. И вот указатель «Хатынь»… В автобусе смолкает оживлённая беседа. Водитель поворачивает автобус к месту трагедии. Каждый километр чётко отбивают беломраморные глыбы – первая, вторая, третья, четвёртая, пятая… И вот сам мемориал.
Участников поездки ведет экскурсовод. Мы идём за ним. Молчим, стараемся услышать каждое слово.
Увидев один раз – вы это не забудете. Шаг за шагом проходим шесть залов музея в Хатыни.
От увиденного становится по-настоящему больно и страшно.
Музей построили в мемориальном комплексе “Хатынь” менее чем за год. На наружной стене у входа – большой экран, показывающий военные кинокадры. Высокие стеклянные двери приглашают внутрь.
Первый зал, посвящен фактам, далеким от Великой Отечественной воны. В центре – огромный жернов, символизирующий каменное колесо истории. На стене таблички с указанием веков: XVII, XVIII, XIX… Что они значат? -Беларусь многократно становилась заложницей войн, – поясняет экскурсовод. – Наш народ перенес такие ужасы, что можно только удивляться, почему мы все еще существуем как нация. В ходе Северной войны погиб каждый третий. Война 1812 года забрала четверть жителей. Остающаяся в стороне от центра внимания катастрофа Первой мировой унесла пятую часть населения. Жертв Гражданской никто даже не считал. Вторая мировая – опять каждый третий…
Второй зал. Перед глазами – разгромленная комната: на полу битая посуда, брошенная одежда. Понятно, что собирались здесь в дикой спешке, хватали только самое ценное. Из скрытых в стенах динамиков доносятся жуткие звуки бомбежки. Это реалистичная реконструкция покинутой минской квартиры в первые дни войны.
Третий зал – скульптура юной подпольщицы, восходящей на эшафот из ящиков. Сверху свисает пеньковая петля. Голова приговоренной гордо поднята вверх. Фигура девушки в полный человеческий рост сделана из полупрозрачного матового материала и напоминает силуэт, случайно высвеченный лучом прожектора в клубах дыма. Прообраз подпольщицы – Кимы Кламбоцкой. Никто не знает точно, как она выглядела. Поэтому можно сказать, что образ – собирательный. Образ-призрак.
Четвертый зал- черный и пугающий. – Обугленный сруб деревенского колодца, траурное нутро которого тянет подойти поближе, заглянуть. На стенах, как искры, крошечные фото сожженных карателями крестьян. В маленьком пластиковом контейнере на стене – искореженная гильза, найденная в Хатыни.
Последние два зала – светлые. На стенах одного – фотографии почетных гостей мемориального комплекса (зал-библиотека), литераторов, рассказывавших о Хатыни и геноциде белорусского народа. Шкаф с книгами, писательский рабочий стол. Здесь же интерактивная картотека уничтоженных деревень. Во втором зале – под ногами не кровавая река, а спелые, налитые колосья белорусского поля, над которым свисает с потолка огромный белый колокол – символ человеческой памяти.
Хатынь – это была небольшая белорусская деревня в 26 дворов. Её мужчины пахали поля, косили луговые травы, женщины растили детей и доили коров. Там люди жили мирной жизнью….
22 марта 1943 года Хатыни не стало…